10 Кетцалькоатль

Кетцалькоатль
  • Масса: 250 кг
  • Длина тела: 7 м

Кетцалькоатль (Quetzalcoatlus) — крупнейший известный на сегодня представитель отряда птерозавров. Мезозойский ящер-самолёт продолжает будоражить умы современников. В своём крылатом великолепии он удивительно сочетается с местными динозаврами. Наряду с румынским хацегоптериксом (Hatzegopteryx) на текущий момент является самым крупным из известных птерозавров.

Существовали кетцалькоатли в конце мелового периода, около 69 – 66 миллионов лет назад (конец маастрихтского яруса). Были распространены на территории Соединённых Штатов Америки, в штате Техас. Следует также отметить, что фрагмент, возможно принадлежащий "пернатому змею", обнаружен в Монтане.

9 Саркозух

Саркозух
  • Масса: 8 – 14 т
  • Длина тела: 11 – 15 м

Саркозух (Sarcosuchus) — вымерший род гигантских крокодиломорфов, вопреки распространенному заблуждению, не относящийся к отряду крокодилов. Питался водными животными, например, рыбой, и различными динозаврами.

Обитал на территории современной Африки в начале мелового периода и является одним из крупнейших гигантских крокодилоподобных пресмыкающихся, которые когда-либо жили на нашей планете.

8 Спинозавр

Спинозавр
  • Масса: 9 – 12 т
  • Длина тела: 15 – 18 м

Спинозавр (Spinosaurus) — представитель семейства спинозаврид, обитавший на территории современной Северной Африки в меловом периоде (112—93,5 млн лет назад). Впервые этот вид динозавров был описан по найденным в Египте останкам немецким палеонтологом Эрнстом Штромером в 1915 году, который привёз скелет в Мюнхен.

Водная и наземная среда обитания. Легко узнаваем благодаря своему костяному «парусу» на спине и черепу, который так же, как и крокодилий вытянут вперед. У него самый длинный череп среди всех существующих плотоядных завров (до 1,98 м в длину).

7 Шантунгозавр

Шантунгозавр
  • Масса: 15 – 20 т
  • Длина тела: 15 – 17 м

Шантунгозавр (Shantungosaurus) — род гадрозавров подсемейства Saurolophinae, найденный в позднемеловой геологической группе в провинции Шаньдун в Китае.

Шантунгозавр является одним из самых больших представителей птицетазовых динозавров. Как и у других гадрозавров, клюв животного был беззубым, но челюсти несли около 1500 крошечных жевательных зубов. Большое отверстие вблизи ноздрей, возможно, было закрыто мембраной, которую ящер надувал, чтобы издавать звуки.

6 Шонизавр

Шонизавр
  • Масса: 30 – 40 т
  • Длина тела: 12 – 14 м

Шонизавр (Shonisaurus) — крупнейшее существо позднетриасовой эпохи, самый крупный известный науке ихтиозавр. Впервые окаменелости Шонизавра были найдены в 1920 году, в Неваде.

Все скелеты принадлежат взрослым или относительно взрослым особям. Первоначально считалось, что стадо шонизавров было выброшено на берег и там погибло. Сейчас предполагают, что все особи захоронены в относительно глубоких шельфовых водах. Все скелеты ориентированы в одном направлении (с юга на север), что отражает направление течений.

5 Лиоплевродон

Лиоплевродон
  • Масса: 25 – 45 т
  • Длина тела: 15 – 20 м

Лиоплевродон (Liopleurodon) — род плиозавров среднего юрского периода. Является родственником плиозавров и от них практически ничем не отличался, однако он считается одним из самых крупных хищников, который когда-либо жил на планете Земля.

Места обитания: нынешняя Центральная Америка и Европа. Питались мелкой рыбой, акулами, разновидностями осьмингов и даже некоторыми водными динозаврами, такими как – семейство ихтиозавровых и мелких эласмозавров. Охотился и жил в одиночку.

4 Завропосейдон

Завропосейдон
  • Масса: 60 т
  • Длина тела: 34 м

Завропосейдон (Sauroposeidon) — род гигантских завроподов, живший в середине мелового периода (125 — 100 млн лет назад). В 1994 году в штате Оклахома (США) на территории тюремного двора были найдены необычные окаменелости, которыми оказались позвонки ранее неизвестного ящера (сначала найденные позвонки приняли за ствол гигантского дерева).

Самка откладывала около сотни яиц, после вылупления детёнышу угрожало много опасностей: у него не было никаких средств защиты, кроме размера. Молодые особи жили поодиночке в лесу, круглые сутки они ели, чтобы вырасти. Как правило, зрелого возраста достигало 3—4 зауропосейдона, после этого они вступали в стада взрослых животных.

3 Аргентинозавр

Аргентинозавр
  • Масса: 60 – 108 т
  • Длина тела: 22 – 35 м

Аргентинозавр (Argentinosaurus) — один из самых крупных динозавров, когда-либо живших в Южной Америке. Ископаемые остатки обнаружены в Аргентине местными палеонтологами Хосе Фернандо Бонапарте и Родольфо Кориа и описаны как новый вид Argentinosaurus huinculensis в 1993 году.

Передвигался аргентинозавр на четырёх мощных конечностях, причём в отличие от диплодоцид передние ноги практически не уступали задним в длине. В документальных фильмах аргентинозавров часто показывают легко и непринуждённо встающими на две ноги, однако учитывая предположительный размер передних ног и вообще объёмы фронтальной части тела, это крайне маловероятно.

2 Маменчизавр

Маменчизавр
  • Масса: 60 – 120 т
  • Длина тела: 25 м

Маменчизавр (Mamenchisaurus) — род травоядных динозавров-зауроподов из семейства Mamenchisauridae, живший в верхнеюрскую эпоху (мальм) на территории современной Восточной Азии. Является динозавром с самой длинной шеей, которая, по некоторым данным, достигала 15 метров в длину.

Такая длинноватая шейка, схожая на подъёмный кран, помогала маменхизавру доставать листья с больших деревьев, не доступных другим растительноядным сородичам. Все позвонки в шейке были скреплены меж собой рядами крепких связок, благодаря которым шейка была очень крепкой и неподвижной. Костный скелет был очень крепким и имел малую массу, благодаря полостям в каждой косточке.

1 Амфицелия

Амфицелия
  • Масса: 160 т
  • Длина тела: 40 – 62 м

Амфицелия (Amphicoelias) — самый крупный динозавр нашей планеты, относившийся к роду травоядных гигантов. Этот вид динозавров впервые описали в 1870 году, помог в этом только один-единственный найденный фрагмент останков позвонка. По этому кусочку ученые смогли сделать вывод, что амфицелии достигали в длину 62 м и весили более 160 т.

Таким образом, Амфицелия — это не только самый крупный представитель гигантских динозавров, но и, в общем, самое большое существо, когда-либо существовавшее на планете.

Комментарии: