10 Фомальгаут

Фомальгаут
  • Альтернативное название: α Южной Рыбы
  • Видимая звездная величина: 1,16
  • Расстояние до Солнца: 25 св. лет

Самая яркая звезда в созвездии Южной Рыбы и одна из самых ярких звёзд на ночном небе. Название звезды означает «рот кита» в переводе с арабского.

Фомальгаут считается относительно молодой звездой, её возраст составляет от 200 до 300 миллионов лет, предполагаемая продолжительность жизни — миллиард лет. Температура на поверхности звезды — около 8500 градусов по Кельвину. Фомальгаут в 2,3 раза тяжелее Солнца, светимость больше в 16 раз, а радиус — в 1,85 раза. Было установлено, что Фомальгаут относится к классу молодых звезд. Возраст этой звезды насчитывает примерно 250 миллионов лет. Для сравнения возраст нашего Солнца составляет 4,57 миллиарда лет. Получается, наше Солнце старше звезды Фомальгаут в 18 раз!

Согласно последним работам астрономов выяснилось, что Фомальгаут входит в состав широкой тройной звёздной системы. Сначала было выявлено, что компаньоном главной звезды Фомальгаут A является оранжевый карлик TW Южной Рыбы (Фомальгаут B), отстоящий на 0,9 светового года от него. Третья звезда в системе — красный карлик LP 876-10 (Фомальгаут C). Он отстоит от Фомальгаут A на 2,5 светового года и имеет собственный кометный пояс.

Звезда Фомальгаут входит в число группы Кастора. К этой группе относятся звезды, имеющие общее родство, а также общий маршрут перемещения в пространстве. Помимо звезды Фомальгаут к этой группе относятся еще такие знаменитые небесные светила, как Вега, Альдерамин, Кастор, Альфа Весов и другие.

9 Спика

Спика
  • Альтернативное название: α Девы
  • Видимая звездная величина: 1,04 (переменная)
  • Расстояние до Солнца: 250 св. лет

Звезда Спика или альфа Девы является самой яркой звездой в созвездии Девы. С видимой звездной величиной 0.98, Спика является 15-ой по яркости звездой на ночном небе. Ее абсолютная звездная величина составляет -3.2, а расстояние до Земли 262 световых года.

Спика является тесной двойной звездой, компоненты которой совершают полный оборот вокруг общего центра масс каждые четыре дня. Они расположены достаточно близко друг к другу, так что не могут быть обнаружены в телескопе как две отдельные звезды. Изменения в орбитальном движении этой пары приводит к Доплеровскому сдвигу в линиях поглощения их соответствующих спектров, что делает их спектрально-двойной парой. Параметры орбиты для этой системы были впервые выведены с помощью спектроскопических измерений.

Главная звезда имеет спектральный класс В1 III-IV. Это массивная звезда, масса которой в 10 раз больше массы Солнца, а радиус больше в семь раз. Полная светимость этой звезды в 12 100 раз больше, чем у Солнца и в восемь раз больше, чем у компаньона. Главная звезда этой пары является одной из ближайших звезд к Солнцу, которая имеет достаточную массу, чтобы закончить свою жизнь в результате взрыва сверхновой II типа.

Вторичная звезда этой системы является одной из немногих звезд, у которой наблюдается эффект Струве-Сахаде. Это аномальное изменение в силе спектральных линий во время прохождения по орбите, где линии становятся слабее, когда звезда удаляется от наблюдателя. Эта звезда меньше главной. Ее масса в семь раз больше солнечной, а радиус звезды равен 3.6 радиусам Солнца. Звезда имеет спектральный класс B2 V, что делает ее звездой главной последовательности.

8 Антарес

Антарес
  • Альтернативное название: α Скорпиона
  • Видимая звездная величина: 0,91 (переменная)
  • Расстояние до Солнца: ~610 св. лет

Ярчайшая звезда в созвездии Скорпиона и одна из ярчайших звезд на ночном небе, красный сверхгигант. Входит в Пузырь I — область, соседнюю с Местным пузырём, в который входит Солнечная система.

Слово Антарес происходит от греческого ανταρης, что означает «против Ареса (Марса)» из-за того, что он своим красным цветом напоминает планету Марс. Цвет этой звезды вызывал интерес многих народов на протяжении истории. В арабской астрономической традиции именовался Калб-аль-Акраб (Сердце Скорпиона). Многие древнеегипетские храмы ориентированы таким образом, что свет Антареса играл определенную роль в проходивших в них церемониях. В древней Персии Антарес, который они называли Сатевис, был одной из четырёх царских звезд. В древней Индии его называли Джьештха.

Антарес — сверхгигант класса M, с диаметром примерно 2,1·109 км. Антарес удален от Земли примерно на 600 световых лет. Его светимость в видимом диапазоне волн превышает солнечную в 10 000 раз, но учитывая тот факт, что звезда излучает значительную часть своей энергии в инфракрасном диапазоне, общая светимость превышает солнечную в 65 000 раз. Масса звезды составляет от 12 до 13 масс Солнца. Огромный размер и относительно небольшая масса говорят о том, что у Антареса очень низкая плотность.

Наряду с Альдебараном, Спикой и Регулом Антарес — одна из четырёх ярчайших звезд вблизи эклиптики. Находясь примерно в 5° от эклиптики, он периодически покрывается Луной и изредка планетами. Солнце проходит рядом с Антаресом чуть меньше чем в 5° севернее каждый год 2 декабря.

Антарес имеет голубую горячую звезду-компаньона (Антарес B) на расстоянии около 2,9 угловой секунды. Хотя она 5-й звездной величины, обычно её трудно увидеть из-за яркости Антареса А. Наблюдать его можно в небольшой телескоп на протяжении нескольких секунд во время покрытия Луной, когда основной компонент Антареса закрыт Луной; Антарес В был открыт венским астрономом Иоганном Тобиасом Бюргом во время одного из таких покрытий 13 апреля 1819 года. Период обращения спутника — 878 лет.

7 Акрукс

Акрукс
  • Альтернативное название: α Южного Креста
  • Видимая звездная величина: 0,79
  • Расстояние до Солнца: ~330 св. лет

Звезда Акрукс или альфа Южного Креста – «Полярная звезда» Южного полушария. С ее помощью путешественники до сих пор определяют направление на юг.

Звезда Акрукс или альфа Южного Креста – самая яркая звезда созвездия Южный Крест и двенадцатая по яркости во всем пространстве ночного неба. Эта звезда – одна из немногих наблюдаемых звезд ночного неба, чье название не имеет мифологического происхождения. Оно образовалось просто от названия самого созвездий Южный Крест, которое по-латински звучит, как «Крукс». Альфа созвездия Южный Крест – Альфа Крукс – А-Крукс.

Наблюдения, сделанные астрономами в прошлом и теперешнем столетии, показали, что на самом деле Акрукс – система, состоящая из трех звезд. Эти звезды можно отличить друг от друга, наблюдая их даже в домашний телескоп. Первая звезда системы Акрукс – Альфа-1 является спектрально-двойной звездой. Со своим компаньоном она вращается по одной орбите с периодом в 76 земных дней.

Как мы уже выяснили, Акрукс является системой из трех звезд, ближайшие из которых находятся на расстоянии 320 астрономических единиц от Солнечной системы. Альфа-1 – главная звезда этой системы имеет звездную величину 1,40. Ее масса составляет примерно 14 масс нашего Солнца. Вторая по величине звезда этой системы Альфа-2 имеет звездную величину 2,04 и массу превышающую вес Солнца в 10 раз. Что касается третьей звезды, то до сих пор еще не ясно, связана ли она гравитационно с системой Акрукса или нет. По одним данным она является субгигантом, входящим в эту систему. По другим – это отдельная спектрально-двойная звезда, которая не имеет отношения к Акруксу. Возможно, дальнейшие исследования астрономов помогут разрешить этот вопрос.

6 Хадар

Хадар
  • Альтернативное название: (β Центавра
  • Видимая звездная величина: 0,61 (переменная)
  • Расстояние до Солнца: ~400 св. лет

Вторая по яркости звезда в созвездии Центавра и одиннадцатая по яркости звезда на ночном небе. Хадар — бело-голубой гигант, расположенный примерно в 525 световых годах от Солнечной системы.

Бета Центавра имеет два наиболее распространенных названия – Хадар и Агена. Первое происходит от арабского языка и переводится, как «низ». Второе имеет латинские корни и переводится, как «колено». Оба названия связаны с местом расположения звезды в созвездии Центавра.

Данные, полученные астрономом Дж. Бутом, еще в 1935 году подтвердили, что Бета Центавра – это в действительности система, состоящая из трех звезд. Сама звезда Хадар или, как ее еще называют, Хадар-А представляет собой пару звезд-близнецов спектрального класса В, которые удалены друг от друга на три астрономических единицы. Это расстояние может варьироваться за счет эллиптической орбиты, по которой эти тела движутся в космическом пространстве вокруг общего центра масс. Хадар-Б представляет собой космический объект, удаленный от первых двух на значительное расстояние – 210 астрономических единиц. Эта звезда обладает меньшими размерами.

Все три звезды системы Хадар движутся по одной орбите вокруг общего центра масс с периодом в 600 земных лет. Обычно, когда речь заходит о системе Хадар, астрономы имеют в виду группу звезд Хадар-А, состоящую из звезд-близнецов. Звезды-близнецы системы Хадар – это древние космические объекты. Полученные данные свидетельствуют, что их возраст составляет не меньше 12 млн. лет. Также звезды-компаньоны обладают достаточно большой массой. По разным источникам она находится в пределах 11-14 масс нашего Солнца. Современные данные указывают, что звезды-близнецы Хадар-А постоянно расширяются. Некоторых астрономов это заставляет полагать, что вскоре они превратятся в красных сверхгигантов, а потом взорвутся, как сверхновые.

5 Ахернар

Ахернар
  • Альтернативное название: α Эридана
  • Видимая звездная величина: 0,46
  • Расстояние до Солнца: 69 св. лет

Ахернар — ярчайшая звезда в созвездии Эридана и девятая по яркости на всём ночном небе. Расположена в южной оконечности созвездия. Из десяти ярчайших звезд, Ахернар самая горячая и самая голубая. Звезда необычайно быстро вращается вокруг оси, из-за чего имеет сильно вытянутую форму. Ахернар является двойной звездой. По состоянию на 2003 год, Ахернар — наименее сферическая звезда из всех изученных. Звезда вращается со скоростью 260—310 км/с, что составляет до 85% от критической скорости отрыва (break up velocity). Из-за большой скорости вращения Ахернар сильно сплющена - её экваториальный диаметр более чем на 50 % превышает её полярный диаметр. Ось вращения Ахернар наклонена под углом около 65% к лучу зрения.

Ахернар — яркая голубая двойная звезда с общей массой около восьми солнечных. Является звездой главной последовательности спектрального класса B6 Vep, со светимостью более чем в три тысячи раз больше Солнца. Расстояние от звезды до Солнечной системы — примерно 139 световых лет.

Наблюдения звезды на телескопе VLT показали, что у Ахернара есть спутник, находящийся на орбите на расстоянии примерно в 12,3 а.е. и вращающийся с периодом в 14-15 лет. Ахернар B - звезда с массой около двух солнечных, спектрального класса A0V-A3V.

Название происходит от арабского آخر النهر (ākhir an-nahr) — «конец реки» и скорее всего первоначально принадлежало звезде θ Эридана, которая носит собственное имя Акамар с той же самой этимологией.

4 Ригель

Ригель
  • Альтернативное название: β Ориона
  • Видимая звездная величина: 0,12 (переменная)
  • Расстояние до Солнца: ~870 св. лет

С видимой звездной величиной 0.12, Ригель является седьмой по яркости звездой на звездном небе. Его абсолютная величина равна -7 и расположен он на расстоянии ~870 световых лет от нас.

Ригель имеет спектральный класс B8Iae, температуру поверхности 11000° по Кельвину, а его светимость в 66000 раз больше, чем у Солнца. Звезда имеет массу 17 масс Солнц и диаметр в 78 раз больше, чем у Солнца.

Ригель является самой яркой звездой в нашей локальной области Млечного Пути. Звезда настолько яркая, что если на нее смотреть с расстояния в одну астрономическую единицу (расстояние от Земли до Солнца), она будет сиять как чрезвычайно яркий шар с угловым диаметром 35° и видимой звездной величиной -32 (для сравнения: видимая звездная величина равна −26,72). Поток мощности на таком расстоянии будет такой же, как от сварочной дуги с расстояния в несколько миллиметров. Любой объект, расположенный так близко будет испаряться под действием сильного звездного ветра.

Ригель является известной бинарной звездой, которая впервые наблюдалась Васи́лием Я́ковлевичем Стру́ве в 1831 году. Хотя Ригель B имеет относительно слабую звездную величину, его близость к Ригель А, которая в 500 раз ярче, делает ее одной из мишенью астрономов любителей. Согласно расчетам, Ригель В удален от Ригеля А на расстояние в 2200 астрономических единиц. Из-за такого колоссального расстояния между ними, нет никаких признаков орбитального движения, хотя они и имеют одинаковое собственное движение.

Ригель B сам по себе является спектрально-двойной системой, состоящей из двух звезд главной последовательности, вращающихся вокруг общего центра тяжести каждые 9,8 дней. Обе звезды принадлежат к спектральному классу B9V.

Ригель является переменно звездой, что не часто встречается у сверхгигантов, с диапазоном звездной величины 0.03-0.3, меняющийся каждые 22-25 дней.

3 Толиман

Толиман
  • Альтернативное название: α Центавра
  • Видимая звездная величина: −0,27
  • Расстояние до Солнца: 4,3 св. лет

Альфа Центавра — двойная звезда в созвездии Центавра. Оба компонента, α Центавра А и α Центавра B, невооружённому глазу видны как одна звезда −0,27m, благодаря чему α Центавра является третьей по яркости звездой ночного неба. Скорее всего, в эту систему входит также невидимый невооружённым глазом красный карлик Проксима или α Центавра C, который отстоит от яркой двойной звезды на 2,2°. Все три являются ближайшими к Солнцу звёздами, причём на данный момент Проксима несколько ближе остальных.

α Центавра имеет собственные имена: Ри́гель Кента́врус (романизация араб. رجل القنطور‎ [riʤl al-qanatûr] — «нога Кентавра»), Бунгула (возможно, от лат. ungula — «копыто») и Толима́н (возможно, от араб. الظلمان‎ [ал-Зулман] «Страусы»), но они употребляются довольно редко.

Первая звезда — Центавра А очень похожа на Солнце. В атмосфере есть холодный тонкий слой. Масса Альфы на 0,08 больше массы Солнца, светит ярче и жарче. Её часто упрекают, что она заслоняет собой Бету Центавра, но благодаря двойственному союзу подружки заметны на небосклоне.

Вторая звезда — Центавра B меньше Солнца на 12%, следовательно, холоднее. От Центавра А её отделяет расстояние в 23 астрономической единицы. Звёзды сильно взаимосвязаны. Силы взаимного притяжения влияют на процессы, происходящие на поверхностях, а также на образование планет. Центавра B вращается относительно Центавра А. Орбита похожа на сильно вытянутый эллипс. Оборот совершает за 80 лет, что по космическим масштабам очень быстро.

Третий компонент системы - звезда Проксима Центавра. Имя звезды означает «ближайшая». Получила название, потому что, благодаря своей орбите, максимально близко приближается к Земле. Объект одиннадцатой звёздной величины. Проксима вращается вокруг двух звёзд за 500 тыс. лет. По некоторым источникам, период вращения достигает миллиона лет. Её температура очень мала для того, чтобы обогреть находящиеся поблизости объекты, поэтому планеты рядом с ней не ищут. Проксима — красный карлик, иногда производит очень мощные вспышки.

Добраться на современном космическом корабле до Альфа Центавра можно за 1,1 миллион лет, так что в ближайшем будущем этого не случится.

2 Канопус

Канопус
  • Альтернативное название: α Киля
  • Видимая звездная величина: −0,72
  • Расстояние до Солнца: 310 св. лет

Звезда Канопус или альфа Киля является самой яркой звездой в созвездии Киля. С видимой звездной величиной -0.72, Канопус является второй по яркости звездой на звездном небе. Его абсолютная звездная величина составляет -5.53, а удален он от нас на расстоянии 310 световых года.

Канопус имеет спектральный класс A9II, температуру поверхности 7350° Кельвина и светимость в 13600 раз больше, чем Солнце. Звезда Канопус имеет массу 8.5 масс Солнца и диаметр в 65 раза больше, чем у Солнца.

Диаметр звезды Канопус составляет 0,6 астрономические единицы или в 65 раз больше, чем у Солнца. Если бы Канопус был расположен в центре Солнечной системы, то его внешние края распространились бы на три четверти пути к Меркурию. Земля должна была быть удалена на расстояние в три раза превышающее орбиту Плутона, чтобы Канопус выглядел в небе также, как наше Солнце.

Канопус является сверхгигантом спектрального класса F и при взгляде на него невооруженным взглядом имеет белый цвет. Со светимостью в 13600 раза больше, чем Солнце, Канопус, по сути, является самой яркой звездой, на расстоянии до 700 световых лет от Солнечной системы. Если бы Канопус был расположен на расстоянии 1 астрономической единицы (расстояние от Земли до Солнца), то имел бы видимую звездную величину -37.

1 Сириус

Сириус
  • Альтернативное название: α Большого Пса
  • Видимая звездная величина: −1,46
  • Расстояние до Солнца: 8,6 св. лет

Ярчайшая звезда ночного неба - это несомненно Сириус. Он сияет в созвездии Большого Пса и хорошо виден в Северном полушарии в течение зимних месяцев. Хотя его светимость и превышает в 22 раза светимость Солнца, она отнюдь не является рекордной в мире звёзд — высокий видимый блеск Сириуса обусловлен его относительной близостью. В Южном полушарии, он виден во время лета, к северу от полярного круга. Звезда находится примерно в 8,6 световых годах от Солнца и является одной из ближайших к нам звезд. Его блеск является результатом его истинной яркости и его близости к нам.

Сириус имеет спектральный класс A1Vm, температуру поверхности 9940° Кельвина и светимость в 25 раз больше, чем у Солнца. Масса Сириуса составляет 2.02 масс Солнца, диаметр в 1.7 раз больше, чем у Солнца.

Еще в 19 веке астрономы, при изучении Сириуса обратили внимание на то, что его траектория, хоть и представляет собой прямую, но подвержена периодическим колебаниям. В проекции звездного неба она (траектория) выглядела как волнообразная кривая.Причем ее периодические колебания удавалось засечь даже за небольшой промежуток времени, что само по себе уже являлось удивительным так как речь шла о звездах — которые удалены от нас на миллиарды километров. Астрономы предположили, что за подобные «вихляния» повинен некий скрытый объект, который вращается вокруг Сириуса с периодом около 50 лет. Спустя 18 лет после смелого предположения, рядом с Сириусом, удалось обнаружить небольшую звездочку, которая имеет звездную величину 8.4 и является первым открытым белым карликом, к тому-же еще и самым массивным, из обнаруженных на сегодня.

Системе Сириус насчитывается около 200-300 миллионов лет. Первоначально система состояла из двух ярких голубоватых звезд. Более массивная Сириус B, потребляя свои ресурсы, стала красным гигантом, после чего выбросила внешние слои и стала белым карликом около 120 миллионов лет назад. В разговоре Сириус известен как «Собачья звезда», что отражает его принадлежность к созвездию Большого Пса. Солнечный восход Сириуса ознаменовывал разлив Нила в Древнем Египте. Название Сириус происходит от древнегреческого «светящийся» или «раскаленный».

Сириус ярче, чем ближайшая звезда к Солнцу — Альфа Центавра, или даже сверхгиганты, такие как Канопус, Ригель, Бетельгейзе. Зная точные координаты Сириуса на небе, его можно увидеть невооружённым глазом и днём. Для наилучшего наблюдения небо должно быть очень чистым, а Солнце — находиться низко над горизонтом. В настоящее время Сириус приближается к Солнечной системе со скоростью 7,6 км/с, поэтому со временем видимый блеск звезды будет медленно расти.

Комментарии: